Dodge RAM Laramie. Установка новой Hi-Fi аудиосистемы

By admin on 11 Февраль 2015

История инсталяции в данный автомобиль очень непроста и интересна. Поэтому берите попкорн, присаживайтесь поудобней и читайте....

Купил себе человек Dodge Ram. Да не простой , а комплектации Laramie, что означает, что в машине уже стоит вполне себе сносная система от ....Alpine... Да, как это не смешно, но на некоторых грилях в машине наклеены шильдики Alpine. Да и играет, в общем то, совсем неплохо. Только, как всегда, не хватает запаса неискаженной мощности и все печально с низкочастотной составляющей. Низкого драйвового баса в машине нет. Хотя, под задним диваном стоит сабвуфер. штатный.

Некоторые идеи и пожелания в голове у клиента уже были. Перечислю их:

  • установка магнитолы Alpine X800D-U с 8 дюймовым монитором (топовая магнитола от Алпайн)
  • шумо-виброизоляция 4 дверей
  • установка новой фронтальной акустики в штатные места с небольшой доработкой
  • установка тыловой акустики (коаксиальной) в штатные места (задние двери) с небольшой доработкой
  • установка 4-х канального усилителя
  • установка звукового процессора Audison Bit Ten

 

нарисовывалась вот такая стандартная схема

в процессе обсуждения концепции системы всплыла информация о том, что в москву из Италии направляются новые медиаплееры от Audison, которые называются HD Player. Почитать про это чудо инженерной мысли можно ЗДЕСЬ. Девайс интересен тем, что он имеет оптический выход. Клиенту понравилась мысль и после этого в системе процессор Bit Ten сменился на Bit Ten D (с оптическим входом). Сигнал с магнитолы решили подавать на процессор по аналоговому входу (AUX).

появился второй вариант схемы:

второй немаловажный момент концепции заключался в том, что мы решили попробовать поставить привычную американцам фронтальную акустику формата 6х9. Т.е. мидбасс - это "блин" 6х9, а все остальное, как у всех - кроссовер + твитер. Вот такой комплект - CDT Audio HD690COM. Тут сделаю небольшое лирическое отступление - в США , во многих машинах, в качестве фронтальных мидбасов стоят "блины". У этого подхода есть свой плюс - при нормальной подводимой мощности, можно получить весьма внушительный фронтальный бас и отказаться от сабвуфера вообще. В этом Додже именно так и реализована идея озвучки, но при этом , сзади, под диваном, все же присутствует еще и отдельный сабвуфер. Некий корпус с динамиков 20 см.

Мы же решили продолжить эту славную традицию и отойдя от канонов установки российской, последовать канонам установки американской. Плюс, добавить кое-что необычное в данную инсталяцию. И попали пальцем в небо. Сразу об этом говорю. Поэтому автомобиль заезжал к нам в студию два раза.  И отчет будет разделен на 2 части: 1 часть - как не стоило бы делать и почему; 2 часть - как нужно было сделать и что получилось.

1 часть. 1 заезд.

концепция первой системы родилась после осмотра машины. Мы увидели штатный сабвуфер под задним диваном и у нас возник вопрос - может стоит сделать сабвуфер-стелс? но  как-то этот вопрос отошел на второй план...я уже даже не помню почему. по-моему, у нас были сжатые сроки и макетить стелс просто не получалось по времени.

Именно в этот момент пришла интересная мысль - поставить в задние двери сабвуферы формата 6х9. Такие делает CDT Audio. Выбор пал на динамики CDT Audio CL69SUB.

Усилитель , который все это будет раскачивать - небольшой и мощный Alpine PDX F4. "поканалку" в данной схеме реализовать было невозможно (на одном усилителе). Для того, чтобы иметь гибкость в настройке и для подключения внешнего HD плеера , выбрали процессор Audison Bit Ten D.

Головное устройство же - топовая магнитола - Alpine X800D-U. Инсталляция данной магнитолы вызывала некоторые вопросы, т.к. это совсем нестандартные 2DIN, которые обычно ставятся в такие машины. У этой магнитолы - 8 дюймовый тачскрин монитор.

 

Но, давайте же наконец посмотрим на этого красавца, а то все читаем и читаем ...

внимательно смотрим на штатное (для большинства машин) место размещения мидбаса. И видим весьма большой гриль. Это первый показатель того, что в дверях - "блины"

в торпедо стоит центральный канал. На гриле - шильдик Алпайна. Мы отключили данный динамик, т.к. он нам не нужен в новой системе вообще (но во второй схеме он пригодился. позже поймете зачем)

штатные пищалки расположены в торпедо и играют на отражение от стекла. Нам такой вариант не нравится. Мы предлагаем поставить ВЧ динамики в подиумы, которые будут сделаны на "треугольничках" от штатных боковых зеркал.

поднимаем задний диван и видим сабвуфер

разбираем двери и видим "блины" и спереди и сзади

посадочным местом для динамика является часть карты двери. Она, в свою очередь, выполняет роль опоры, к которой крепится стеклоподъемник

а вот и штатная акустика. Знаете почему играет неплохо? Потому что легкая подвижка, скорее всего высокая чувствительность... поэтому и есть какой-то результат

а вот и штатный саб

смешной... раскручивать его не стали. не на что там смотреть. какой-то бумажный 20 см динамик, изображающий из себя сабвуфер...

начинаем с правильного питания. Тянем от клемм аккумулятора назад и "плюс" и "минус". Место входа в машину изолируем стекольным герметиком

длина от клеммы до предохранителя не более 40 см. все по правилам EMMA :)

колба основного предохранителя ставится под капотом неподалеку от аккумулятора

сама проводка - топовый силовой кабель от Stinger , калибром 4Ga. Луженая медь. Такого калибра вполне хватит (с запасом я бы даже сказал) для питания цифрового Alpine.

а вот и "выход" под капотом

вся проводка по разным бортам тянется под задний диван. Саб мы демонтировали, т.к. он нам больше в системе не нужен и на его место решили установить все оборудование

проводка тянется и в двери. Это тоже топовый провод от Стингера. Пройти в двери не то чтобы просто, но и не особо сложно.

теперь начинается интересное.

Т.к. и в передних и особенно в задних дверях у нас предполагалось наличие серьезных мощных динамиков, мы усиливаем двери. Как это делается? Если совсем не сходить с ума, то на плоскость двери приклеиваются некие "лонжероны". Это - отрезки алюминиевого профиля. Они дают жесткость всей плоскости. Они легкие, вес незаметен. Клеятся они на стекольный герметик.

т.е. навсегда. Оторвать их с металла теперь невозможно

таким образом усиливаются все 4 двери, после чего, поверхность обрабатывается виброизоляцией

все 4 двери

а затем - слой шумоизоляции.

нужно это .....ну вы посмотрите на новые мидбасы и все поймете сами :) Это - фронтальный мидбас

а это - тыловой сабвуфер.

проводка припаивается к клеммам динамиков при помощи специального серебрянного припоя. Сверху - термоусадка. Такой вариант соединения - навеки

ах да...забыл сказать... Нам ведь нужно усилить и сами посадочные места. Для этого выпиливаем переходные овалы из фанеры 21 мм

тут - тонкость. в прямом смысле слова. штатный подиум , являющийся частью карты двери невозможно убрать. Если его спилить, то динамик не встанет по глубине и мы потеряем одну точку крепления стеклоподъемника. Нужно ставить переходное кольцо поверх него. Но этот подиум имеет очень узкие борта для того, чтобы поставить кольцо на болты, как мы любим. Поэтому ограничиваемся стекольным герметиком и саморезами по периметру

и вот мидбас - на своем месте

дверь в сборе . Думаете забыли внешнюю карту обработать?

ну не совсем. она виброизолирована. только изнутри.

а вот и дверные обшивки

теперь переходим к работе над установкой новой магнитолы. Магнитола , разумеется не лезет в это место.

дорабатываем и рамку...

и само посадочное место. Срезаем ненужный нам пластик

макетим рамку прямо по месту

получаем вот  такое новое посадочное место

а вот и подиумы под ВЧ динамики

они делаются с разворотом на водителя и пассажира

обтягиваются эко-кожей со структурой близкой к родным обшивкам

и еще один интересный момент - HD Player Audison. Для нас это был первый плеер от этой компании и один из первых в России. Поставили и не жалеем. Реально удачное ус-во. Есть, конечно , свои заморочки, но у кого их нет. На фотографии видно, что внутрь плеера вставляет жесткий диск. мы поставили Самсунг SSD на 250 Гб.

после всех проведенных работ нас ждал неоднозначный результат. Система настраивалась при помощи настроечного комплекса Audison Bit Tune. Это оборудование позволяет убрать некоторые огрехи инсталла и нестандартного оборудования. Но в нашем случае, как не пытался Bit Tune "вытащить" середину из системы, ничего у него не получилось. Я даже не стал особо экспериментировать с настройками эквалайзера. Оставили как есть. Еще одна проблема заключалась в том, что тыловые сабвуферы были подключены поканально , а их размещение (прямо напротив друг друга) не позволяло нормально их настроить и согласовать по фазе с фронтальной акустикой. Получалось, что либо баса нет вообще, либо он гудит....

Но на носу уже были новогодние праздники. К тому же , центральная консоль, после нашей доработки отправилась в Аквапринт, из которой нам ее обещали отдать только после Нового Года.

И мы решили с клиентом, что он поездит с таким вариантом системы до начала января, а затем приедет к нам и на установку консоли и на донастройку.

Я даже собирался привлечь к настройке данной системы специального человека. Небезызвестного foxproteus-а. Но - после нового года....

 

2 часть. 2 Заезд.

прошли праздники и машина вернулась. Пока клиент отдыхал и ездил на машине , в его голове зрела вторая схема.

Вот она:

Разница с первой схемой - огромна. Перечислю и объясню , что изменилось и зачем.

1) заменяется усилитель. убираем 4-хканальный PDX F4 и ставим 5-ти канальник PDX V9. Таким образом решаем вопрос с сабвуферным каналом (мощным)

2) меняются мидбасы фронтальной акустики. Убираем блины и ставим топовые миды от CDT Audio - ES6

3) убираем тыловые сабвуферы и ставим вместо них подзвучку в виде коаксиальных блинов - CDT Audio CL690CX

4) устанавливаем сабвуфер - CDT Audio QEX1020

5) меняем процессор. Убираем Audison и ставим 800-й Алпайн.

6) добавляем отдельный канал усиления на базе усилителя Teac TEMD4 (отдельно расскажу зачем)

 

Т.е. от старой схемы у нас остались только твитерра с кроссоверами фронтальной акутсики. И все.

Кардинальное изменение схемы вызвано тем, что клиенту пришло понимание - без сабвуфера баса в машине не будет. А сабвуфер требует места для размещения. Поэтому было принято решение делать стелс под сидение. К тому же, клиент раскопал на просторах интернета какой-то американский магазин, который торгует готовыми корпусами под задний диван, для головок 10-12 дюймов. Правда там корпуса из клеенного МДФ, а мы , как всегда, решили делать все из стеклоткани.

подробнее остановлюсь на каждом из пунктов:

1) замена усилителя. Нам нужен полноценный сабвуферный канал. При этом нужно остаться в том же форм-факторе, что был ранее, т.к. у наас полностью проложено все питание, сделан подиум под усилитель и т.д. Замена четырехканальника на пятиканальник одной и той же серии PDX - идеальное решение

2) мы поняли, что блины нам не дадут нормальной середины. Выбрали топовый мидбас от CDT Audio и все, что нам осталось сделать - это переработать посадочное место под него в передних дверях

3) двери уже подготовлены под формат акустики 6х9. Отказываться от подзвучки мы не стали и просто заменили сабвуферы на коаксиалы

4) с сабвуфером все ясно. Его не было, теперь он есть

5) это - самый интересный пункт. Клиент решил (а мы поддержали) реализовать в системе два источника с оптическим выходом. HD Player Audison это умеет. Магнитола - тоже. Только для реализации оптического выхода в магнитоле требуется купить доп.кабель (хитрые япошки). В результате у нас - два источника с оптическими выходами. Единственным процессором, у которого есть два оптических входа, является Alpine PXA800. Здесь тоже не без сюрпризов. Для полноценного управления процессором к нему нужно докупить панель управления RUX800, иначе процессор просто не будет работать. Да, те , кто думают, что его можно подключить к топовой магнитоле Алпайн и он будет работать - заблуждаются. У Alpine X-800D-U нет шины Ai-Net и она не может управлять процессором. В любом случае вам придется покупать RUX.

6) этот пункт косвенно связан с №5. Дело в том, что по схеме коммутации, которая разработана специалистами Алпайн, магнитолу можно соединить с процессором и она должна подавать на процессор всю информацию, связанную с подсказками навигации и Bluetooth Handsfree модулем. Т.е., к примеру. при поступлении телефонного звонка, магнитола отправляет процессору сигнал mute, процессор прекращает играть музыку, которая на него подавалась, к примеру с внешнего HD плеера, и выдает в динамики аудиосистемы голос звонящего.

Это все в теории. На практике же, как подсказал нам ведущий спец в России по Алпайн Алексей Сементковский (компания Бонанза), соединение данной магнитолы и процессора приводит к тому, что легче легкого можно поймать в систему помеху. И ее поиск и устранение займет много времени. Мы такие эксперименты не любим (а кто их любит?), поэтому посоветовавшись с Алексеем, мы совместно придумали другую схему. И она как раз показана на картинке и описана  в п.№6. Это - отдельный канал усиления, на который заводится сигнал с магнитолы. Фактически - это штатный динамик центрального канала, который стоит на своем штатном месте, но подключен к магнитоле через доп.усилитель (в нашей системе это- Teac MD4). Теперь магнитола "говорит" в этот динамик и голосом навигации и голосом телефонного Bluetooth Handsfree модуля. Громкость настроена с запасом.

ну а теперь давайте посмотрим картинки

Первым этапом работ стала интеграция пульта RUX800 в центральную панель

на месте пульта управления раньше стоял блок с кнопками, который мы перенесли вниз

готовую рамку мы не стали отдавать в аквапринт (долго), а обтянули алькантарой. получилось вполне ничего.

делаем новые переходные  подиумы под новые мидбасы

устанавливаем новую коаксиальную тыловую акустику

новый мидбасс. к подиуму закреплен на болтах

на кроссоверах оставил +3дБ на пищалках. Как оказалось - правильно сделал

собранная дверь

изготавливаем корпус-стелс под задний диван

если вынуть штатный ковер, что лежит под диваном , образуется весьма большое пространство

вот такой сабвуфер туда встает с запасом (это - топовый сабвуфер CDT Audio QEX1020 из новой линейки)

вот - болванка задней части

верхнюю плоскость делаем из фанеры 21 мм и утапливаем головку саба вниз

полузакрытый диван. ничего ничему не мешается

виброизолируем внутренности

совмещаем верх с низом

готовый сабвуфер

для установки нового усилка и процессора все же сделали новый подиум. Больше для красоты , чем для функционала

новые RCA разъемы - все от E.O.S

в итоге - вот так стоит процессор и усилитель

настраиваем систему

интересная деталь данной системы - звук с медиаплеера на процессор можно завести двумя путями: напрямую по оптике (через один оптический вход); пропустив его через магнитолу, выбрав его внешним источником. При сравнении этих двух вариантов понимаешь, какая все же разница, когда система играет по оптике напрямую от источника. Небо и земля.

а теперь посмотрим на АЧХ. В этот раз я решил воспользоваться еще одним программным обеспечением. По рекомендациям одного товарища с drive2.ru. Сравним?

результат замера системы на розовом шуме, при подключенной тыловой акустике, но без использования эквалайзера процессора. Замер микрофоном и софтом SPL LAB (1\6 октавы)

Все тоже самое, только используется другой софт (1\3 октавы). И мы видим весьма интересную разницу в графиках

но это  так... я для себя больше сравнивал, чтобы понять какой софт мне теперь больше нравится.

после этого я покрутил эквалайзер процессора и выставил вот такой пресет

машина уехала с ним на прогрев системы. После возвращения, мы еще покрутим системку.

Работы заняли - неделю.

Машинка пойдет в один из выпусков  журнала Автозвук (теперь только в онлайне). Как только выйдет этот номер - поставлю ссылку в этой статье.

 

UPD

закончилась фотосессия по машине и теперь у нас есть много красивых профессиональных фото. выкладываем некоторые.


Яндекс.Метрика