Volvo XC90. Аудиосистема для FLAC форматов

By admin on 26 Июль 2014

История этого XC90 не совсем обычна. Именно поэтому и написан этот отчет.

Клиент, приехавший к нам на этом автомобиле, как всегда, до этого, нашел один из наших отчетов по предыдущим инсталляциям в Вольво, все прочитал и приехал поговорить. Верное решение, т.к. именно в разговоре раскрываются многие вопросы, на основе которых и создается концепция системы.

В данном случае нам была поставлена достаточно простая задача - улучшить звук в машине, путем установки новой акустики, достаточно простого 5-ти канального усилителя, звукового процессора и сабвуфера.

Все, в общем то, достаточно стандартно для этой машины, но было одно "но". Клиент изначально собирался использовать в машине, в качестве основного источника звука - медиаплеер с оптическим выходом. Есть такой в продаже. Называется Astell And Kern.

Стоит , кстати, весьма приличных денег. Но что не сделаешь ради качественного звука.

При этом , у нас был достаточно скромный бюджет на эту инсталляцию. А плеер Клиент купил отдельно.

Клиент предполагал (и правильно делал), что заменив акустику, добавив усилитель и , самое главное, используя плеер с оптическим выходом (т.е. проигрывая формат FLAC), он получит существенное изменение в качестве звучания.

Концепция системы нарисовалась такая:

Процессорная система - потому что : а) нужно было снять сигнал с штатной системы и сохранить штатный handsfree bluetooth  да и вообще , возможность слушать штатную "балалайку"; б) у него есть оптический вход, на который подается сигнал с выхода плеера.

Ничего особо нового в такой схеме нет, но в самом конце эта машинка подкинула нам неожиданный сюрприз. Рекомендую установщикам дочитать до конца.

посмотрим на пациента

в багажнике будет стоять корпусной саб, который сделаем мы. Стелс не вписывается в бюджет

задние двери

передние двери

весьма удачное расположение штатных мест под твитера

меряем машину ДО работ

неплохо для штатной системы, но есть много "но". К примеру - максимальная неискаженная мощность. Тут , как всегда, все плохо. Делаешь погромче -  система начинает бубнить и перегружаться.

Начинаем с разборки дверей, шумоизоляцию которых мы будем делать. В этом проекте - только шумоизоляция 4 дверей. Это - некий минимум при установке нового звука.

но для того, чтобы норамльно работать, мы разбираем салон наполовину

под пассажирским сидением - штатный усилитель-процессор

с него (с выхода) снимаем высокоуровневый сигнал, который идет на штатную акустику и подаем его на процессор

в багажнике располагается аккумулятор. Вокруг него мы расположим свое оборудование

штатные пищалки

слева - мидбасы фронтальной акустики, справа - тыловая коаксиальная акустика.

протягиваем проводку от штатного усилителя\процессора к новому процессору

штатная акустика приклепана к металлу двери. Высверливаем клепки и снимаем ее.

что мне нравится у Вольво - это большое количество места под полом. При желании, все оборудование можно поставить и там, но мы выбираем багажник

обработка дверных обшивок

изготавливаем переходные кольца под акустику

новая акустическая проводка подпаивается к штатой проводке в месте дверных разъемов. К сожалению, по другому никак. Через штатные разъемы в этой машине невозможно "пройти" в дверь.

штатная пищалка и новая

новые пищалки на штатных местах

делаем корпус для саба. Изначально планировалась 10-ка CDT Audio HD1000CF, но они кончились. И мы решили поставить 12-шку CDT Audio HD1200CF

виброизоляция дверей

установка переходных колец. Через болты и стекольный герметик

доработка кроссоверов фронтальной акустики. Этими небольшими секретами с нами поделились коллеги , которые тоже часто ставят CDT. Существенно улучшается звучание в этой бюджетной акустике.

полностью обработанные двери

4 метровый оптический кабель. Он пойдет от процессора к плееру, который будет располагаться где-то у водителя

вся проводка разведена по салону. Плюс в том, что вся силовая проводка не превышает 1.5 метров и располагается в багажнике.

кабель на сабвуфер

для подключения саба, в обшивку багажника встроена розетка

все оборудование расположим в багажнике. В последнее время мы стараемся минимально сверлить машины и используем для крепления подиумов - стекольный герметик. Держит также крепко как болтовые соединения, а корпус не калечится

готовый сабвуфер

установленный процессор

слева от аккумулятора расположился 5-ти канальный Алпайн

финальная настройка всей системы с помощью измерительного комплекса Audison Bit Tune

панель управления процессором расположилась в подлокотнике.

предварительно мы вывели оптический кабель в это место. Клиент поездит какое-то время и решит удобно ему так пользоваться плеером или нет

сабвуфер в багажнике

после сборки машины и ее настройке, поймали резонанс в передних обшивках. Причем резонанс очень странный - долго искали. Оказалось, что резонировала штатная ткань, которая наклеена на штатные металлические грили изнутри. В поисках причины резонанаса доработали передние обшивки, убрав лишний пластик

и перетянули штатные грили новой радиотканью

передние двери в новом обличье

а теперь давайте посмотрим, как нам настроил систему комплекс Audison Bit Tune .

Вот - первый пресет - с акцентом на голос

второй пресет с акцентом на низкие частоты. как они это называют - rhythm

Машинка поездит неделю-полторы, разомнется и приедет к нам на финальную настройку.

 

А на сладкое - очень интересная история про эту машину.

В машине стоит система Volvo OnCall. Есть такая штуковина у Вольвы. Эта система устанавливается на заводе, как опция. В момент получения машины у дилера, он ее активирует. Оператором этой системы в РФ является небезызвестный Автолокатор.

Суть в том, что если у вас что-то случилось, то вы нажимаете кнопку SOS на приборной панели, машина сама звонит оператору Call центра Автолокатора, и вы выходите с ним на связь. При этом он вас слышит через штатный микрофон , а вы его - через все колонки штатной аудиосистемы. Ну и есть еще там приятная функция - устанавливаете софт на смартфон и можете немного управлять машиной, Вебасто там запустить и все такое... удобно, не спорю...

Так вот после установки новой аудиосистемы, через какое-то время , клиент решил проверить работу этой системы, нажал кнопку, увидел, что машина связывается с оператором (там где то это отображается), но не услышал его. А оператор не услышал клиента. Выяснилось это после того. как оператор связался не с машиной (в которой на заводе зашит GSM модуль, через который оператор и разговаривает с клиентом), а через мобильный с клиентом.

Клиент с вопросом к нам. Мы чешем голову и не знаем что ответить, потому что все разъемы на местах - это точно и под торпедо вообще никто не лазил. Но это не все. На следующий день Клиент звонит и говорит, что Volvo OnCall заработала, но как-то странно. Он слышит голос оператора откуда то из центра торпедо и такое впечатление, что говорит какой-то мааааленький динамик.

Мы опять чешем головы и начинаем рыть интернет. Результат - ноль. Даже в Эрте (которая делает интерфейсные блоки на эти машины) никто ничего не знает об этом.

Советую клиенту съездить к официалам и продиагностировать машину дилерским компом. Едет, диагностирует и выясняется, что Вольво ОнКол встала в аварийный режим. А это значит, что она как раз начинает говорить через динамик, который встроен в сам GSM модуль. А почему встала? А потому , что не видит ни одного штатного динамиака в машине! Вот те раз, подумал я. Сколько Вольво сделали (несколько ХС90, ХС7, ХС60) и ни разу такого не встречали.

Обзваниваю всех клиентов, которым мы на Вольво ставили звук. Оказывается, что ни у одного нет Volvo on Call. Копаю дальше и выясняю, что спецы компании Audison , в принципе, решили эту проблему. Выпустив специальный модуль для своих процессоров, который называется Audison ASP Bit Automatic Speaker Presence. Но.... это абсолютно новое оборудование и дистрибьютор Audison в России - компания Чернов Аудио, пока что получила только два таких девайса и они уже давно разошлись по установщикам. А новая поставка будет только в сентябре. Ждем сентября.

В чем же была проблема, спросите вы?  А в том, что процессор Audison Bit Ten D, который мы подключили к штатному процессору\усилителю не эмулирует нагрузку. Т.е. штатный усилок (который в данной машине оборудован системой Volvo on Call) не видит "за собой" ничего, после подключения процессора. Он думает, что к нему больше не подключена акустика и переходит в аварийный режим. Начинает говорить в маленький встроенный динамик. Что тоже, кстати, прикольно. Предусмотрели шведы даже такой вариант...

Наш же интерфейс, который мы ждем от поставщика, эмулирует нагрузку. Т.е. он обманывает штатный процессор, как бы говоря ему - акустика есть. Все ок. Этот интерфейс представляет собой некую резистивную нагрузку, как я понял, и втыкается между разъемом, в который у нас приходит высокоуровневые сигналы от штатного усилителя и процессором. Такая вставочка небольшого размера, стоимостью в 70 евро. Но, как говорят поставщики - проблемы решает. Так что ждем.

Инсталл занял у нас 5 рабочих дней

 

UPD

решил написать апдейт по инсталляции в эту машину. Машинка оказалась с сюрпризами, конечно. Кроме Volvo on Call, с которой ситуация более--менее прояснилась и мы попробуем решить эту проблему своими силами, буквально через пару дней после сдачи машины вылезла еще одна , совершенно неожиданная, проблема.

звонит мне Клиент и говорит: "Сергей, у меня пропал звук. Еду с оптическим плеером в качестве источника, вдруг звук пропадает и в задних динамиках появляется жужжание. Что делать?"

Приезжать к нам , разумеется. Как такие вопросы решить по телефону?

Машина приезжает и мы начинаем проводить эксперименты. А как известно, в автозвуке, если ты точно не знаешь в чем проблема, то самым разумным алгоритмом является следующий: поэтапно восстанавливай систему до состояния "как было", заменяя в процессе поиска проблемы все те блоки системы, которые можешь поменять.

Первая мысль - глючит процессор, либо - пережали где-то оптический кабель. Или где-то что-то плохо контачит. На эту мысль наводят слова клиента о том, что жужжание появилось после того, как он проехал по грунтовым дорогам несколько километров.

Берем новый процессор и меняем его местами с уже установленным. Пресеты настроек у нас уже записаны на компьютере, поэтому обновление процессора занимает 2 минуты. Втыкаем в новый процессор оптический кабель от плеера и сразу слышим жужжание. Причем оно какое-то очень своеобразное. жужжит только в задних каналах (напомню: у нас фронт+тыл+саб от пятиканальника) и если поднести ухо к динамику, то слушно, что где-то очень далеко за жужжанием слышна музыка.  Думаем - новый , только что достанный из коробки процессор, не может сразу глючить. Значит проблема либо в кабеле, либо в самом плеере.

Для того, чтобы проверить кабель нам нужен еще один плеер (источник) с оптическим выходом. А для того чтобы проверить конкретный кабель, который у нас уже лежит в машине (марки Supra, которая считается очень хорошим производителем кабелей. Кабель стоит 3500, для примера), нам нужен еще один плеер с выходом miniToslink. А это сложнее. MiniToslink - это разъем , похожий на обычный миниджек. И разъем на плеере Astell and Kern - универсален. В него можно воткнуть напрямую аналоговые наушники и слушать звук, а можно воткнуть оптический кабель с разъемом miniToslink и подать сигнал куда то дальше. Так сделано у нас.

На наше счастье, у нас есть диагностическо-измерительный комплекс Audison Bit Tune, который позволяет проводить различные тесты с автозвуковым оборудованием. К примеру, он может выступать в качестве тестового источника, с которого можно "снять" оптический сигнал и подать его на процессор. Также, на него можно подать сигнал по оптике с любого другого источника и послушать (с помощью маленького встроенного динамика) - играет сигнал или нет.

Подключаем Audison Bit tune в качестве источника и проверяем похождение сигнала по оптическому кабелю на процессор - все работает. Слышим во всех динамиках тестовые сигналы.

Дальше подключаем к Audison Bit tune провод идущий от Astell and Kern и слышим как в динамике (встроенном) играет музыка.

Все- стопор. Все работает. Все отлично. Так почему же несколько дней играло, а затем перестало? Идеи кончились и я связался с техподдержкой компании Чернов Аудио, которая дистрибутирует марку Audiosn в России. Есть вэтой компании замечательный специалист - Дмитрий Шубин, которому стоит поставить памятник при жизни за его знания и опыт.

Мы разговаривали с ним по телефону около часа. Я услышал очень много новой и очень интересной информации, касательно работы процессоров, Bit tun-а и т.д.

Дмитрий практически сразу отверг предположения о неисправности процессора и оптического кабеля и предположил, что проблема в несостыковке на программном уровне между процессором и плеером. Не буду утомлять вас подробностями. Вкратце: плеер может выдать ОЧЕНЬ качественный сигнал в формате FLAC с такими параметрами как : 192 kHz\24bit. Точнее, он может выдавать сигнал в пределах от 32kHz\16 bit до 192kHz\24bit. А процессор Audison Bit Ten D может "принять и понять" через оптический вход ТОЛЬКО сигнал с максимальными параметрами 48kHz\24bit, что и отражено на маленьком лейбле, который напечатан на верхней крышке процессора. И если вы подадите на процессор сигнал более высокого качества, чем он может "принять" на вход, могут начаться глюки. И это можно проверить с помощью Audison Bit tune!!! Оказывается (в мануале никогда бы не нашел это), что если на Bit tune подать оптический сигнал, то в одном из подменю можно увидеть частоту дискретизации сигнала.

И вот , разговаривая с Дмитрием, я быстренько собираю связку: плеер+Bit tune+ ноутбук и смотрю на эти параметры. И прям в этот момент начинается новая песня Nirvana и  на экране ноутбука вообще исчезает значение частоты дискретизации. Я сразу же втыкаю оптический кабель в процессор, достав его из Bit tune и слышу, что песня прерывается, крякает и играет с какими-то рывками.

Втыкаю оптику с плеера обратно в Bit tune, прошу клиента запустить те песни, которые были до этого. Он включает их, я их слышу на динамике bit tune - что все ок. Перетыкаю оптику в процессор - все играет отлично.

Поэкспериментировав таким путем некоторое время мы пришли к двум выводам: а) действительно проблема в этом; б) если процессор "поймал" песню с таким разрешением, которое он уже не может воспроизвести. он начинает жужжать в задние динамики и зависает. Теперь, какой бы сигнал вы на него не подали - жужание на всем. До принудительной перезагрузки процессора через DRC. После этого все работает опять нормально.

Посоветовавшись с Дмитрием Шубиным реашем взять на тест один интерфейс от  Audison, который создан для подобных ситуаций

Audiosn SFC

 этот интерфейс принимает по оптике сигнал любого качества и выдает железобетонные 48kHz\(16)24 bit. А именно такой сигнал гарантированно переваривают процессора Audison.

Вчера поставили эту коробочку. Проблема решена. Имейте в виду. Мы были первыми, кто столкнулся с такой вот несогласованностью плеера Astell and Kern и процессором Audiosn Bit Ten D.


Яндекс.Метрика