Как правильно выбрать усилитель?

By admin on 31 Январь 2013

Продолжаем наш цикл статей о том , как сделать правильный выбор при покупке автозвука.

Сегодня поговорим о выборе усилителя или усилителей и об установке усилителя в авто.

В самом начале я хотел бы вам рассказать о "золотом правиле" по выбору усилителей. Исторически. в среде инсталляторов, сложилось такое правило : "стоимость хорошего усилителя определяется по формуле: 1 канал * 100 долларов и выше". Т.е. хороший 4-х канальник не может стоить дешевле 400 долларов. Это, конечно, очень примерные прикидки, но где-то так. Разумеется, можно найти усилители и по 3000 рублей (за четырех канальный усилитель). Разные марки типа Velas, Prology, Mystery и т.д. Это - дешевая техника и я ее не рассматриваю в своей статье.

Как всегда , мы пойдем по нарастающей и начнем с малого, но для начала нужно вообще понять какие возможны варианты:

  • один 2-х канальный усилитель
  • один 4-х канальный усилитель
  • один 5(6)-ти канальный усилитель
  • два 2-х канальных усилителя
  • два 4-х канальных усилителя
  • один 4-х канальный усилитель и моноблок
  • один 2-х канальный усилитель и моноблок
  • и т.д.

как видите, вариантов - масса. Каждый вариант - это конкретная система, построенная под ваши пожелания и под ваши требования. Поэтому давайте рассмотрим основные требования. которые возникают у того, кто решился купить усилитель. И будем от этого плясать.

Самый первый этап, обычно, следующий за тем, как человек поменял магнитолу и акустику - это желание повысить общий уровень громкости всей системы. После замены  магнитолы и акустики человек начинает понимать, что у него появился нормальный источник звука и нормальная акустика, которая может воспроизвести аудиосигнал громко и качественно, но вот как раз мощности то и не хватает. В магнитолах встроены слабые усилители, которые выдают не более 12-15 Ватт на канал, несмотря на то, что на большинстве магнитол пишут  "50 Ватт". Это маркетинговый ход, не более чем.

Проявляется проблема в том, что когда вы на магнитоле делаете погромче (вам захотелось драйва), вы слышите , что из динамиков начинают доносится какие-то серьезные помехи и искажения. Обычно, в этом виновата не акустика, а встроенный усилитель магнитолы, который не справляется с нагрузкой и начинает выдавать искажения.

Для решения таких проблем и придуманы усилители.

И вот вы покупаете свой первый усилитель. Какой же вам нужен? Нужно отталкиваться от того, как построена аудиосистема у вас в автомобиле, от того , что именно вы собираетесь "раскачивать" усилителем и от того, какие у вас планы по дальнешему развитию вашей аудиосистемы.Предположим , что у вас стандартная ситуация: магнитола + 4 динамика. 2 динамика в штатных местах , в передних дверях и 2 динамика в задних дверях (это самая часто встречающаяся ситуация сейчас).

В такой ситуации можно предложить несколько вариантов, которые зависят от того, что и как вы хотите слушать и сколько денег вы готовы на это потратить.

  1. вы хотите негромко, но качественно слушать джаз, блюз, вокал и тому подобные музыкальные направления
  2. вы хотите поднять общий уровень громкости системы и слушаете вы все подряд
  3. вы хотите , чтобы у вас стало очень громко в машине и слушаете , в основном, электронную музыку

возьмем пока только три этих варианта, т.к. они встречаются чаще всего.

в первом случае , можно порекомендовать установить качественный 2-хканальный усилитель, который будет раскачивать новую фронтальную акустику (разумеется, мы считаем, что речь идет о компонентной акустике). Стоимость такого усилителя будет начинаться от 6000 руб. Тыловую акустику можно подключить к штатному усилителю магнитолы. Она будет играть роль "подзвучки". Самое главное в такой схеме -правильно настроить (согласовать) уровни громкости фронтальной акустики и тыловой акустики.

Существует еще один, более продвинутый вариант , который популярен. Используется четырехканальный усилитель, которым мы озвучиваем только фронтальную акустику. Поканально. Это называется "поканалка". Т.е. два канала подают сигнал на ВЧ динамики фронтальной акустики, два оставшихся канала - "раскачивают" НЧ динамики.  В таком случае мы не используем кроссовер от акустики (который обычно идет в комплекте) и все настройки осуществляются только на усилителе. Соответственно , кроссоверная часть усилителя должна быть достаточно серьезной, чтобы дать нам возможность такой настройки. Поэтому , такой вариант возможен только с усилителями средней и высшей ценовой категории.

Плюс такого варианта в том, что так легче добиться более чистого и мощного звучания, чем при использовании штатного кроссовера, идущего в комплекте с акустикой. И еще плюс такого варианта в том, что вы свободны в выборе акустики. Можно выбрать НЧ динамики одного производителя, а ВЧ динамики другого. И скомпоновать по своему вкусу. Но это уже, скорее, профессиональный уровень, чем любительский.

 

во втором случае , рекомендую установить один 4-х канальный усилитель, который будет "раскачивать" и фронтальную акустику (через штатные кроссоверы) и тыловую акустику. Опять же - нужно правильно настроить кроссоверную часть усилителя и вы получите хороший результат. Также стоит помнить, что во многих нештатных магнитолах есть встроенные настройки, например, фильтра высоких частот (для фронтальных каналов). Если такая опция в магнитоле есть, то стоит ее использовать. Усилитель стоит рассматривать из среднего или высшего ценового диапазона: от 7000 до 20000 руб. Дешевле - компромисс, дороже - просто не нужно для такой системы.

 

В третьем случае, нужно ввести некоторые определения такого понятия как "громкость", потому что у всех оно разное. Если вы хотите сделать действительно громкую машину, то это повлечет за собой не просто вложения в покупку мощных усилителей и акустики, но и полную подготовку машины в плане шумоизоляции. Если этого не сделать, вы будете очень громко слушать не только музыку , но и кучу резонансов вашей машины. Начиная от дребезга внутрисалонного пластика и заканчивая крышей. Если вы на такие мелочи не обращаете внимания, то выбирайте из усилителей, мощность которых превышает 120 ватт на канал. Предпочтения лучше отдавать известным брендам, потому что там - честные ватты, а не то, что пишут на своих коробках различные производители бюджетного сегмента. Выбираем четырехканальный, мощный усилитель и - вперед!

Кстати, я надеюсь вы понимаете , что сделать РЕАЛЬНО ГРОМКУЮ машину без сабвуферного звена у вас просто не получится? Потому что 4 динамика, орущие на максимальной громкости, но без поддержки сабвуфера - это очень неприятно. Долго вы такое слушать не сможете. поверьте опыту.

 

Если же подходить к вопросу озвучивания своего автомобиля грамотно , то выбор усилителя обычно упирается в четыре пункта:

а) размер усилителя. Его нужно поставить в какое-то конкретное место. Места , обычно, много не бывает. Часто встречаются случаи установок, когда мы отталкиваемся не от конкретных моделей усилителей, а наоборот - от конкретного места, которое у нас есть для размещения усилителя.

б) мощность усилителя. Она должна соответствовать вашей акустике. Если усилитель будет мощнее - это хорошо. Это позволит полностью "раскрыться" вашей акустике. Пример: акустика номинальной мощностью - 50 Ватт (на 4 Ома). В таком случае, рекомендую вам покупать усилитель минимум по 75 ватт на канал.

в) стоимость усилителя. Все зависит от ваших возможностей. Помните "золотое правило" - один канал усиления = 100 долларов.

г) "музыкальность" усилителя. Это очень субъективный фактор. Каждый оценивает его по своему, т.к. у каждого человека свой слух и свое восприятие звуков.

 

Теперь рассмотрим самые часто встречающиеся варианты, которые мы используем в своей работе. Рассматриваем их по возрастающей:

 

4-х канальный усилитель.

2 канала на фронтальную акустику

2 канала "мостом" на сабвуфер

плюс такой системы в том, что вы покупаете только один усилитель, а при этом "раскачиваете" им и фронтальную акустику и сабвуфер. Получается недорого и громко.  Тыловую акустику (если она у вас есть) в таком случае можно подключить к задним каналам магнитолы. Она будет играть роль "подзвучки". Или можно ее вообще отключить и наслаждаться классической схемой : фронт + саб.

 

5-ти канальный усилитель (вариант №1)

2 канала на фронтальную акустику

2 канала на тыловую акустику

1 канал - на сабвуфер

самая универсальная схема. Да и , пожалуй, самая удобная для потребителя. Вся акустика и сабвуфера играют от усилителя. Громко и качественно. Минус только в том, что недорогие 5-ти канальные усилители имеют весьма внушительные размеры , а компактные 5-ти канальники стоят приличных денег (тот же Alpine PDX V9 - 23000 руб.)

 

5-ти канальный усилитель (вариант №2)

2 канала на ВЧ динамики фронтальной акустики

2 канала на НЧ динамики фронтальной акустики

1 канал - на сабвуфер

Редкая, но интересная схема, которая позволит вам построить классические : фронт+саб и при этом сделать "поканалку". В этом случае качество усилителя играет огромную роль. Особенно важно обратить внимание на встроенный кроссовер. Далеко не на каждом усилителе вы сможете реализовать такую схему подключения. На дешевом оборудовании я вам не советую строить такую схему.

 

4-х канальный усилитель + 2-х канальный усилитель (или моноблок) (вариант№1)

4 канала четырехканальника усиливают фронт и тыл. 2-х канальный усилитель включается по мостовой схеме и раскачивает сабвуфер. Или это делает моноблочный усилитель (т.е. усилитель с одним каналом)

плюсы такой схемы в том, что для акустики вы можете купить усилитель подороже и покачественней, а для сабвуфера попроще. Качество сабвуферного усилителя не стоит на первом месте в простых схемах. Тут важнее его мощность. Второй плюс - у вас два усилителя и у каждого из них свой блок питания. Это положительно сказывается на качестве воспроизведения при большом уровне громкости, но только при правильно организованном питании всей системы (об этом будет отдельная статья).

 

4-х канальный усилитель + 2-х канальный усилитель (или моноблок) (вариант№2)

4 канала используются для поканального подключения фронтальной акустики. 2-х канальный усилитель или моноблок используется для подключения сабвуфера.

по сравнению с предыдущим вариантом такая схема позволит вам лучше "раскрыть" фронтальную акустику и получить классическую схему : фронт + саб. При этом на акустику работает свой усилитель со своим блоком питания, на сабвуфер - свой усилитель. Это положительно сказывается на качестве воспроизведения всей системы.

 

Еще некоторые моменты, на которые нужно обращать внимание при выборе усилителя:

  • как и говорилось выше - встроенный кроссовер. Чем он лучше , тем вам будет проще строить, настраивать и модернизировать свою аудиосистему. Тем проще , кстати, может быть магнитола.
  • наличие высокоуровневых входов. Это немаловажный фактор, если вы решили подключить усилитель напрямую к штатному головному ус-ву (т.е. не менять его на новую магнитолу). Наличие этой опции повышает стоимость усилителя
  • такое понятие как "отношение сигнал\шум". Нормальные производители всегда пишут этот параметр. Чем он больше, тем лучше. Тем качественнее воспроизведение (это если на пальцах)
  • наличие линейных выходов. Такие выходы позволят вам нарастить свою аудиосистему, в дальнейшем, без серьезной переустановки оборудования. С этого выхода можно "снять" полноценный низкочастотный сигнал и подать его на следующий усилитель. Например на усилитель для сабвуфера.
  • наличие дистанционного регулятора уровня громкости. Это очень актуально для моноблоков и двухканальников, которые будут использоваться  для "раскачивания" сабвуферов.
  • наличие встроенных предохранителей. Обычно номинал встроенных предохранителей косвенно говорит о реальной мощности усилителя. Ибо, если заявлено производителем - 4 по 100, а предохранитель стоит один на 15 Ампер, то такие заявления можно подвергнуть сомнению.

 

продолжение цикла статей скоро...

 


Яндекс.Метрика